"Дети – это просто недоразвитые взрослые"
многодетный отец Иван Охлобыстин
Важно помнить, что отрицание и негативные эмоции – неизбежный этап подготовки вашего ребенка к сепарации. Когда «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим…»
На стадии полового созревание, самоопределения и подготовки детей к сепарации, главной задачей родителей становится научиться отпускать детей, церемониться с чувством взрослости и потребностью подростка бунтовать!
И помнить, что опираться можно только на то, что умеет сопротивляться!!! А учится сопротивляться подросток именно на самых близких. Это же безопасно! Ну, как щенок грызет тапки хозяина, уверенный, что его любят, и точно не выгонят на улицу и не прибьют.
При этом оставаться взрослыми - и не ронять родительский авторитет.
Передавать подростку ответственность за свое поведение и за его последствия. Договариваться. И настаивать на выполнении ими своих обязанностей.
НО… В период взросления ваши подростки – еще дети, которые нуждаются в родительской поддержке, а именно в руководстве, в достойном примере, в понимании, в поощрении самостоятельности. Именно поддержка, а не всесторонняя помощь и не чрезмерная забота способствуют воспитанию самодостаточной личности.
А как вы поддерживаете своего подростка — чему учите, какой пример подаёте, как стимулируете самостоятельность, как стараетесь понять? Честно ответьте себе на эти вопросы с целью корректировки линии поведения.
Психологи Детского телефона доверия рекомендуют использовать в воспитании подростков «Метод строительных лесов».
«Метод строительных лесов/подмостков».
В основе метода – идеи выдающегося советского психолога и педагога Льва Семёновича Выготского о «зоне ближайшего развития». Учёный утверждал, что дети скорее и эффективнее учатся справляться с любыми трудностями/сложными заданиями под руководством знающих и опытных наставников.
Метод подразумевает предоставление подростку немного больше привычной для него свободы и самостоятельности, чтобы он почувствовал вкус успеха, если всё сделает правильно, и избежать серьезных последствий, если что-то пойдет не так.
Основные моменты метода:
- Указания проговариваются спокойно и медленно.
- Информации даётся минимум, достаточный для начала деятельности — всё остальное в процессе и по мере надобности.
- После окончания первого этапа задания нужно отметить конкретные успехи и похвалить за них ребёнка.
- После первых успехов вводится следующий блок инструкций.
Стоит отмечать даже маленькие успехи — это добавит сыну или дочке уверенности в себе и подтолкнёт к следующему этапу.
Допустим, вы хотите привлечь подростка к сборке модели самолёта. Он покрутил-посмотрел — не очень-то и понятно, и забросил это дело. Скорее всего, к нему он больше не вернётся.
Второй вариант — помогаете разобраться со знаками в схеме. И процесс пойдёт!
Если ничему подростка не учить, ожидая, что жизнь это сделает сама, то не зная, как справиться с той или иной проблемой, он может просто не предпринимать никаких попыток для их преодоления.
Задача родителей — «научить ребёнка пользоваться удочкой, чтобы он ловил рыбу самостоятельно».
Мой дом — моя крепость.
Для любого человека дом — это место силы, где он может подпитаться энергией, набраться сил. Это место, где любят, где рады, где чувствуешь себя в безопасности. Пусть ваш дом будет для ребёнка именно таким!
Быть примером для своего ребёнка.
Если маленькие дети считают родителей самыми-самыми, то подростки замечают все их недостатки и промахи, поэтому нужно быть особенно внимательными к своему поведению.
Если хотите, чтобы подросток вас услышал, сами научитесь слышать.
Чтобы не столкнуться с агрессией, не допускайте негатива в общении.
Если не хотите вранья — не обманывайте сами.
Вы лучше всех знаете своё чадо, его недостатки и достоинства, слабые и сильные стороны. Не зацикливайтесь на негативе, старайтесь видеть хорошее, стремитесь вместе решать трудные жизненные задачи.
Если вам нужны помощь, совет или поддержка,
звоните 8 800 2000 122 — Детский телефон доверия всегда на связи!