Ребята возвращаются к школьным будням. Для многих из них — это стресс, потому что изменяется режим дня, возрастает ежедневная нагрузка и возвращается ситуация со сложными взаимоотношениями в коллективе, если она существует. На детский телефон доверия 8-800-2000-122 в начале сентября поступает повышенное число звонков именно о невозможности войти в новый ритм, сложностях с концентрацией и проблемах со сверстниками.
Особенно актуальны становятся и темы агрессии в интернете, поскольку осенью подростки все больше времени проводят за компьютером. О таком явлении, как кибербуллинг, и способах борьбы с ним рассказывают специалисты детского телефона доверия.
Основные признаки того, что ребенок или подросток
стал жертвой кибербуллинга:
1.Он изменился в настроении, напуган и встревожен, в том числе:
- Стал грустнее;
- Старается избегать общественных мероприятий, походов в спортивные секции и т.д.;
- Cтал использовать свои мобильные устройства реже, чем раньше;
- Стал реагировать негативно на звук новых сообщений;
- Его поведение изменилось, особенно в области взаимодействия с интернетом.
-
Любое резкое изменение в настроении ребенка или подростка, сохраняющееся продолжительное время, может оказаться признаком того, что он подвергается кибербуллингу. Если закрались такие подозрения, стоит поговорить с ним по душам и ни в коем случае не осуждая.
Страх – всегда достаточная причина для беспокойства. Если ребенок все время как будто напуган, возможно, он стал жертвой кибербуллинга. Перечисленные признаки могут характеризовать и другие проблемы. Но ситуацию кибербуллинга довольно просто распознать, поэтому стоит постараться исключить ее в первую очередь.
- Он удалил страницы в социальных сетях
-
Человек, который подвергается кибербуллингу, может удалить свои страницы в социальных сетях, чтобы избежать травли. Если ребенок или подросток внезапно удалил свои страницы в социальных сетях, не объяснив почему, поговорите с ним. Возможно, он пытается таким образом защитить себя от онлайн-преследования.
- Вам попались оскорбительные или унизительные изображения и сообщения c его участием в сети
-
Кибербуллинг зачастую происходит на глазах у всех. Поэтому вам могут попасться в открытом доступе его компрометирующие фотографии или сообщения.
Десять форм кибербуллинга.
- Исключение
-
Эта форма кибербуллинга, как бойкот: жертву целенаправленно исключают из всех кругов общения в интернете. Например,его не допускают к играм, встречам или другим сообществам друзей; его исключают из всех совместных онлайн-разговоров. Иногда поводом для исключения может быть то, что у ребенка, в отличие от остальных, нет смартфона, или он не пользуется социальными сетями.
- Домогательство
-
Домогательством называют постоянную умышленную травлю. Ребенка или подростка оскорбляют и угрожают через сообщения, присылая их в личный чат или оставляя в группах.
Эта форма кибербуллинга крайне опасна и может привести к серьезным последствиям для ребенка. Когда сообщения приходят постоянно, у него просто нет времени сделать передышку, что усугубляет ситуацию. Поток злонамеренных сообщений может напугать ребенка и сделать неуверенным в себе.
- Аутинг
-
Аутингом называется преднамеренная публикация личной информации человека без его согласия, чтобы его унизить.
Аутинг может принимать разные формы, при этом опубликованная информация может быть как серьезной, так и незначительной. Даже чтение чужих сообщений на телефоне можно считать аутингом.
Личную информацию нельзя разглашать, поэтому надо убедиться, что, если такой случай произойдет с вашим ребенком, он сообщит о кибербуллинге вам, в службу поддержки социальной сети, в администрацию школы или другого учреждения, и т.д.
- Киберсталкинг
-
Киберсталкингом называют попытки взрослых людей связаться с несовершеннолетними через интернет, договориться с ними о личной встрече с целью сексуальной эксплуатации. Это крайне опасный вид кибербуллинга, который может повлечь за собой серьезные последствия. Поэтому необходимо принимать все меры, чтобы вовремя заметить угрозу и предотвратить ее.
- Фрейпинг
-
В ходе фрейпинга обидчик завладевает учетной записью вашего ребенка в социальных сетях и публикует нежелательный контент от его имени. Этим обидчик наносит вред репутации жертвы.
- Использование поддельных профилей
-
Киберобидчики могут создавать поддельные профили, скрываясь за поддельными именами и фотографиями, или использовать чужой телефонный номер. Это дает им возможность анонимно травить человека в сети, не навлекая на себя подозрений.
Хулиганы часто используют поддельные профили, потому что боятся, что их личность станет известна. Обычно в этом случае обидчик хорошо знаком объекту травли.
- Диссинг
-
Диссинг — передача или публикация в интернете порочащей информации о жертве. Это также может нанести вред репутации жертвы или навредить ее отношениям с другими людьми. Обидчик в ситуации диссинга всеми силами пытается унизить ребенка или подростка, привлекая максимум внимания к этому процессу. Чаще всего этим занимаются знакомые объекта травли, что усугубляет ситуацию.
- Обман
-
В этом случае киберхулиган обманом пытается завоевать доверие ребенка или подростка, выведать у него личную или интимную информацию и опубликовать ее в сети.
- Троллинг
-
Троллингом называют намеренную провокацию c использованием оскорблений или ненормативной лексики на интернет-форумах и в социальных сетях.
Основная цель тролля – это унизить, разозлить жертву и заставить ее выйти из себя и перейти на оскорбления. Тролли тратят много времени в поисках особенно восприимчивой жертвы.
- Кетфишинг
-
В этом случае киберхулиганы с целью обмана создают новый, полностью идентичный оригинальному профиль жертвы в социальных сетях на основе украденных фотографий и других личных данных. От лица ненастоящего профиля они добавляют всех друзей жертвы, врут им, что это на самом деле правильная страница, а предыдущую взломали, могут начать просить деньги взаймы или писать оскорбления как бы от лица жертвы.
Что делать, если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга
- Объясните детям, что, общаясь в интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
- Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
- Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, помогите ему найти выход из ситуации. Практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаления странички.
- Объясните детям, что нельзя использовать cеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
- Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в интернете, а также следите за его настроением после пребывания в сети.
-
Пошаговые инструкции борьбы с кибербуллингом
в социальных сетях.
- Сообщите о произошедшем представителям социальной сети
-
Пожалуйтесь на обидчика представителям социальных сетей, в которых происходила травля. В соцсетях есть правила, касающиеся сообщений оскорбительного содержания и другого неприемлемого поведения. После вашего обращения представители сервисов обязаны расследовать ситуацию.
- Подумайте, кому еще нужно сообщить о ситуации
-
Если вы сочтете случай кибербуллинга достаточно серьезным, возможно, вам следует обратиться:
- К руководству школы, если обидчик вашего ребенка учится там же;
- К родителям обидчика;
- В полицию.
-
Помните! Вы должны быть уверены в своих обвинениях, так как в случае ошибки вы можете серьезно и непоправимо испортить репутацию человека, которого обвините.
- Помогите ребенку изменить настройки его профиля в социальных сетях
-
Помешайте хулигану снова выйти на связь с вашим ребенком. Сократите вместе с ребенком количество личной информации о нем в открытом доступе. Примите следующие меры, чтобы защитить его от повторной травли в сети:
- Не раскрывайте в сети личную информацию: адрес, номер телефона и местонахождение. От нежелательных контактов можно себя оградить, если изменить настройки приватности в аккаунтах социальных сетей. Это поможет оградить определенных людей от онлайн-общения с вашим ребенком. Измените эти настройки так, чтобы только близкие друзья смогли связаться с ним.
- Возможно, следует изменить имя вашего ребенка в социальных сетях. Если ребенок сохранит прежнее имя или никнейм, обидчик сможет найти его и продолжить травлю, представившись кем-то другим. Исключите такую возможность, сменив имя ребенка в социальных сетях, его фотографию профиля, а также любую другую информацию, которая может помочь обидчику идентифицировать его. После того, как внесете все необходимые изменения, проверьте, насколько сложно стало найти вашего ребенка в сети.
- Создайте новую учетную запись. Если кто-то выдает себя за вашего ребенка в сети, может помочь создание новой учетной записи. Сообщите друзьям и близким ребенка, что у него изменились адрес электронной почты, профиль в социальных сетях и имена учетных записей.
- Эмоциональная поддержка ребенка
-
Последствия: дети меньше боятся негативных чувств и конфликтов, видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание ребёнка рассказывать о себе.
Также важно транслировать ребенку:
- Признание объективной сложности ситуаций.
- Уверенность в положительном исходе.
- Присоединение.
- Признание сильных сторон личности.
- Безусловное принятие (любовь).
- Заботу.
- Указание на сильные стороны ситуации.
-
Тип поддержки
Речевые клише
Указание на сильные стороны личности
«Я верю, что все получится справиться даже с этим, потому что…» (указание на качество личности)
Указание на ситуацию
«Теперь у тебя есть опыт….»
«Благодаря этому ты знаешь, как бывает в жизни и ты научился….»
«У меня тоже была похожая ситуация в детстве, когда…
Присоединение
«Сначала всегда сложно и кажется что жизнь закончилась, я помню как я сам….но потом…»
«Мне когда-то самому пришлось… и тогда мне помогло то, что я…»
Предложите ребенку написать о случившемся
Часто для ребенка бывает полезно записать то, что с ним произошло. На бумаге он сможет осмыслить, что с ним произошло, восстановить всю картину кибербуллинга. Так он научится быстро распознавать признаки кибертравли при ее первых признаках.
Установите общие правила пользования интернетом в вашей семье
Очень важно договориться с ребенком о правилах использования социальных сетей и интернета, чтобы оградить его от опасностей, которых в наше время становится все больше.
Не критикуйте и обязательно поддерживайте вашего ребенка в этот острый период. Дайте ребенку понять, что в случае кибербуллинга он может довериться вам и людям, которые профессионально оказывают помощь в таких ситуациях, расскажите о возможностях анонимной службы, которой можно доверить свою проблему и найти выход из сложившейся ситуации.
В подобных ситуациях очень важно быстро и оперативно найти поддержку и выговориться, перестать чувствовать себя «жертвой» чьей-то жестокой шутки или мести. Когда ребенок не один, а вместе с кем-то будет принимать шаги по решению проблемы, он почувствует, что он борется с проблемой и решает ее, а не закрывает на нее глаза и не смиряется с приговором в сети.
В службу детского телефона доверия часто обращаются дети и подростки, подвергшиеся атаке в сети, и первое, с чем они сталкиваются, — это страх и стыд по поводу того, как отреагирует семья, и как им жить с этим дальше. Часто испытывают состояние «эмоционального ступора», за которым скрывается целая гамма чувств и переживаний, лишь с одной просьбой между строк: «Защитите меня, мне страшно».
Именно в такие моменты мы как родители не всегда можем находиться физически рядом и понять, что произошло с ребенком, и готов ли он в первые минуты поделиться этим.
Поэтому всегда есть возможность экстренно позвонить на детский телефон доверия, где выслушают ребенка и помогут выговориться, составить план выхода из ситуации и возращения себе «своего лица и статуса» в сети и реальной жизни.
Но даже после этого важно, чтобы вы, как самые близкие люди, оказали эмоциональную поддержку в той форме, которая будет понятна для подростка и не будет вызывать у него сопротивление и желание закрыться.
Данные техники и рекомендации помогут вам в этом:
Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает ребенок после произошедшей ситуации, когда по его выражению лица и поведению видно, что он явно переживает, и ему трудно начать разговор («Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»).